Записи

Official Version. Официальная версия.

Творчество группы Front 242 в 1986—1987 годах получило логическое развитие и продолжение тем, поднятых еще со времен альбома No Comment. Но на этот раз ключевой линией стало использование медиа—пространства, средств массовой информации в качестве средства, и как следствие — оружия — пропаганды. Музыкальные ритмы стали жестче, прямолинейнее и агрессивнее. Песни изобилуют семплами с радио- и телепередач. На концертных выступлениях Front 242 того времени часто можно было услышать семплы с голосами дикторов советского телевидения, которые, впрочем, не всегда можно найти на студийных работах. Многие семплы были подвергнуты так называемой «авторской творческой редакции», они были подвергнуты многократной звуковой обработке, обрезке или повторению. Это звучало очень символично! Такая подача музыкального материала при некотором анализе представлялась как намек на редакцию, правку и цензуру новостей на пути их следования до конечного слушателя или зрителя. А многократный повтор некоторых фраз, например «...демонстрация вооружения...» вводил в состояние транса.

Front 242

Фото с ilike.com. Автора фото в настоящее время установить не представляется возможным (A. Verbaert?). Дата съемки — ориентировочно 1984-1988 годы.

Front 242

Фото с ilike.com. Автора фото в настоящее время установить не представляется возможным (A. Verbaert?). Дата съемки — ориентировочно 1984-1988 годы.

Основную творческую линию Front 242 того периода можно было обозначить емким определением — Audio Visual Media Manipulations. Эта фраза присутствует в оформлении альбома, о котором речь пойдет в этой статье.

В то время по телевидению в новостных передачах часто можно было увидеть кадры из горячих точек планеты. Одной из таких точек был Афганистан. Афганская война (1979—1989 года), в которую были вовлечены Демократическая Республика Афганистан при военной поддержке СССР — с одной стороны, моджахедов — душманов с сочувствующей им частью афганского общества, при политической и финансовой поддержке зарубежных стран (Пакистан, Саудовская Аравия, ОАЭ, США, Великобритания, Иран, КНР, Египет и пр.) и части исламского мира — с другой, стала, помимо прочего, для правящего режима СССР того периода нелегким испытанием. Вывод советских войск в 1989 году пришелся на закат СССР. Определение — «...многолетнее политическое и вооружённое противостояние сторон...» — более уместно в данном контексте. Фактически, Афганистан здесь выступал как очередная площадка для демонстрации силы. [1] Это мировая история. А для нас это — предыстория.

Так вот, в новостях часто можно было видеть кадры с советской военной техникой, в том числе и с авиационной техникой. Территория Республики Афганистан представляет собой горную местность. В этих условиях активно использовались советские транспортно-боевые вертолёты разработки ОКБ М. Л. Миля — Ми-24 (по классификации НАТО англ. Hind — «Батрак»). Неофициальное название — «Крокодил». Действительно, этот маневренный вертолет в полном боевом вооружени выглядит довольно устрашающе... и аутентично! Только представьте: «...он, разрезая небо, появляется из ниоткуда, наносит решительный удар с воздуха и так же внезапно исчезает...» Благодаря пропаганде изображение этого военного изделия (именно словом «изделие» принято называть технические разработки) прочно закрепилось в умах людей, как ассоциация с военной машиной СССР. Не случайно в своем музыкальном творчестве Front 242 стали использовать образ Ми-24. А если изучить историю этого вертолета более подробно, то можно найти интереснейшую для нас подробность — самой массовой модификацией была модель Ми-24В (изделие «242»). Выводы делайте сами! [1]

Участники Front 242 в своем сценическом оформлении перешли из состояния подготовки в наступление! Если совсем недавно они соблюдали политкорректность и использовали спортивную униформу для подачи своего творческого образа спортивной команды, как бойцов на поле боя, то теперь они увлеклись почти полностью военной тематикой — помимо сценического оборудования, спрятанного под маскировочной сеткой, также использовались изображения вертолетов, военных самолетов, пилотов, гермошлемы и прочая военная и/или авиационная атрибутика.

Вот выдержка из интервью What's going on guys? (Kim Darmstadt, Westchester1, 2000) с Patrick Codenys. [4]

— В 80-е годы группу Front 242 часто отмечали в прессе, как «политически ориентированную» музыкальную группу. Это утверждение все еще справедливо сейчас? С изменениями в мировой политике изменилась ли группа?

— Мы «здравомыслящая» ??группа. События, происходящие вокруг нас далеко не самые лучшие! Вы хотите поговорить о проблемах в Африке, СПИДе, охране окружающей среды, клонировании человека, генетически модифицированных продуктах питания и т.д.? Любой альбом для меня — это способ перевести, отобразить наши заботы, тревоги, удовольствия и «политические рассуждения». Вы не сможете творить музыку как искусство, если Вам нечего сказать, выразить... как в кино, где одни фильмы сняты только для чистого развлечения, а другие фильмы существуют для того, чтобы изменить мировоззрение людей, их мышление и видение. При создании музыкальных произведений мы работаем с теми же параметрами.

— Во время Official Warfare Tour Ваше сценическое оборудование, снаряжение и одежда были крайне военизированы! Это действительно и в настоящее время?

— В основе нашего оборудования присутствовала военная тематика, так как война и армия, военные вообще были актуальны в то время, так сказать — в фокусе. 80-е годы прошлись на эпоху «холодной войны», когда армия и оружие ежедневно были представлены в новостях на радио и телевидении... Front 242 в свою очередь являлись отражением одной из основных болезненных тем того времени. Мы не представляем себя таким образом в настоящее время.

В то же время участники группы начали использовать в своем творчестве результаты экспериментов с компьютерной графикой первых доступных персональных ЭВМ. Тогда первым персональным компьютерам еще не придавали такое огромное значение, как это происходит в наше время. Но начало было положено. Front 242 сделали очень правильный и верный шаг, когда стали использовать компьютерную графику в своем творчестве. Программное обеспечение, да и само компьютерное железо того времени было ограниченным по функциональности. Но именно этот факт и позволяет считать результаты работы Front 242 на первых ЭВМ сильными в плане эмоционального наполнения, потому что они выжимали все доступные возможности из ЭВМ. Таким образом, позднее появился сборник (выпущенный ограниченным тиражом в 700 копий) принтов под названием A Selective Retaliation во время Quite Unusual / Official Version сессии. [5]

Front 242 - A Selective Retaliation: V1.12

Один из принтов — A Selective Retaliation: V1.12. Интересный факт. Это не слова песни W.Y.H.I.W.Y.G. Тут напечатаны слова, которые Жан—Люк Де Мейер исполнял во время звучания W.Y.H.I.W.Y.G. на некоторых концертах в 86-87 годах (трек присутствует на бутлегах Switzerland 86 и Hadafi Commando)

В октябре 1986 года группа издает сингл Quite Unusual (рус. Вполне необычно). Позже издается сингл Interception (рус. Перехват). Треки на них идентичны. Отличаются они звуковой сценой. Проще говоря — это 7" mix и 12" mix. Можно предположить, что одно из изданий предназначено для диджеев, а второе для слушателей—эстетов. Замечу, что изображение в оформлении обоих конвертов албомов, можно рассмотреть как инверсное, как день и ночь, как белое и черное,как... два различных взгляда, мнения на одно и то же событие!

В видео, снятом на трек Quite Unusual, по сюжету, участники группы находятся в просторном круглом помещении, похожем то ли на ангар, то ли на хранилище. Они одеты в военные комбинезоны и прикованы цепями к столбам, по радиусу. Между ними кружит радиоуправляемый вертолет. Время от времени показывают карлика, находящегося перед экраном монитора и управлеющего этим вертолетом. Этот вертолет приближается к каждому из участников и, кажется, будто его близкое присутствие угнетает их. В один момент им удается освободиться от цепей, они начинают прыгать. Затем они вырываются из этого помещения, оказываются на какой-то дороге и бегут. В небе появляется вертолет. Такое ощущение, что они убегают именно от этого вертолета. Но он делает круг и приземляется впереди них. Они бегут к нему, погружаются и улетают. Вот именно момент бега по дороге и запечатлен на принте A Selective Retaliation: V1.12.

Interception (1986)

01. Quite Unusual
02. Agressiva

Quite Unusual (1986)

01. Quite Unusual
02. Agressiva

Безусловным хитом был трек Masterhit. Он был издан синглом.

Masterhit (1987)

01. Masterhit (Part I - Masterblaster)
02. Masterhit (Part II - Hypnomix)
03. Masterhit (Part III - LP Edit Version)

Эти фото были сделаны мной в 2008 году в музыкальном магазине в Париже, во Франции.

В стремительном продолжении своей музыкальной карьеры участники Front 242 часто отмечали, что решающее значение в оценке их музыкального произведения имеет не столько заложенный в него смысл, сколько произведенный (этим музыкальным произведением) на чувства слушателя эффект. Front 242 отождествляли себя с зеркалом, а свои музыкальные произведения — с зеркальным отражением современного мира того времени — только факты, оставляя право высказать мнение слушателю. Альбом Official Version (рус. Официальная Версия) был представлен отражением современных масс—медиа, рассказывая о том, как мир был представлен в средствах массовой информации (СМИ). Но изображение современного мира было неоднозначным. Это было осознанным решением, так как мнение не может быть однозначным. Отмечу, что этот альбом — первый записанный альбом на лейбле Red Rhino Europe (RRE).

Обратите внимание на упаковку и оформление альбома Official Version. Альбом был упакован в черный пластиковый пакет с белым штампом с логотипом группы Front 242. На первый взгляд, такой поступок можно расценить, как маркетинговый ход, направленный на привлечение покупателя. Действительно, лично мне было бы любопытно узнать, что находится внутри этого пакета? На самом деле это было частью творчества группы! Под пластиковым пакетом со штампом можно было понимать... конверт с официальным документом, которые перевозит государственная фельдъегерская служба (ФС)! Вот одно из определений задач ФС: «...обеспечение оперативной доставки и гарантированной сохранности отправлений особой важности, совершенно секретных, секретных и иных служебных отправлений (далее — корреспонденция)...»; а дальше идет перечисление государственных учреждений, служб и органов. [2]

На лицевой и оборотной сторонах конверта альбома Official Version на черном фоне по всей площади присутствует изображение мятой фольги. Это и есть аналогия с зеркалом. Мятая фольга в данном случае — это или разбитое зеркало (разбитый, расколотый мир) или множество отражений и неоднозначность освещения фактов (неоднозначность мнений) происходящих событий, как это происходит в СМИ.

Отдельно стоит отметить оформление внутреннего конверта издания альбома на виниловом диске, а также издание этого альбома на CD. Все изображения вляются компьютерными. Это неслучайно. Компьютер, компьютерная графика, звук начинают прочно входить в инструментарий Front 242, как мощное и действенное средство воздействия на органы зрения и слуха.

Как уже стало ясно из предисловия в этом альбоме снова были подняты вопросы военных конфликтов, вооруженного террора и военизированности в общем. Отмечу, что также был вопрос религии тоже был принят в качестве темы для осуждения. Мне сложно судить, почему тема религии и веры вообще попали под мощный прицел Front 242, но смею предположить, что больным местом в данном случае является «продажа чуда Спасителя посредством телевизора и радио». Сейчас сразу вспомнил песню Personal Jesus британского коллектива Depeche Mode.

Robert Petersson - Ritz - 29 April 1987 - Stockholm - Sweden

Фото: Robert Petersson. Ritz - 29 April 1987 - Stockholm, Sweden.

«Зеркало информационной перегрузки и искажения» медиа—пространства — Front 242 на этом альбоме звучит более органично, по сравнению с прошлыми студийными работами. Можно высказать много положительных слов по каждому треку на этом альбоме, но отмечу только некоторые. Это «энергичный» W.Y.H.I.W.Y.G.; «загадочный» Television Station; «непростой» Masterhit, наводящий на мысли о BDSM; ну, и мой любимый на этом альбоме, «восхитительный» Quite Unusual.

Official Version (1987)

01. W.Y.H.I.W.Y.G.
02. Rerun Time
03. Television Station
04. Agressiva Due
05. Masterhit (Part 1 & 2)
06. Slaughter
07. Quite Unusual
08. Red Team
09. Angst
10. Quite Unusual (12" Version)
11. Agressiva (12" Version)

На первом изображении представлен пластиковый пакет с логотипом Front 242. В него упаковывались первые издания на LP. Второе изображение — это оформление обложки альбома на LP. Третье изображение — это оформление обложки альбома на CD. Треки 10 и 11 представлены только на формате CD.

С начала 1987 года Front 242 отправляются в тур Official Warfare Tour в поддержку своего альбома Official Version. Тур прошел в странах Европы (Бельгия, Нидерланды, Швеция, Германия, Великобритания, Швейцария, Франция) и в США. С 25 октября 1987 года Front 242 выступали по Европе в туре Depeche Mode в их Music For The Masses Tour в качестве поддержки. Безусловно, эмоциональная отдача Front 242 на шоу и выступлениях стала более ощутимой, а сами шоу стали еще более энергичными и мощными!

Philippe Hoebrechts - Official Warfare Tour (Depeche Mode support act) - 1987 - Paris - Bercy - France

Фото: Philippe Hoebrechts. Official Warfare Tour (Depeche Mode support act) - 1987 - Paris, Bercy, France.

Трек W.Y.H.I.W.Y.G.

Название W.Y.H.I.W.Y.G. является аббревиатурой. W.Y.H.I.W.Y.G. — What You Hear Is What You Get — Что Ты Слышишь Есть то, Что Ты Получишь. В этом треке присутствует семпл «They're coming down!». Это фраза главного героя из фильма 1956 года «Earth Vs. The Flying Saucers». Он произносит ее в тот момент, когда Чужие начинают их грандиозную атаку на Вашингтон.


Трек Television Station

В этом треке использован семпл «The television...» из фантастического художественного фильма Videodrome (рус. Видеодром), снятого David Cronenberg (Девидом Кроненбергом) и вышедшем на экраны в 1983 году. Это фильм в стиле «научная фантастика, хоррор». Он рассказывает о «...специальном телевизионном сигнале "Видеодром", который вызывает при трансляции насилия и пыток в зрителе опухоль, от которой и начинаются галлюцинации... . Поиски источника сигнала приводят главного героя в мир садомазохизма, политических заговоров и телесных преобразований...» [1]


Трек Masterhit

В этом треке использован семпл «You know me... / Yeah, we know you! / ...and I sure know you - everyone!...» из того же фильма Videodrome.

Трек Masterhit (Part II: Hypnomix)

В этом треке присутствует семпл «The reality was very different...», произнесенный героем телевизионной версии (TV Series) известного фантастического художественного фильма Star Trek капитаном Кирком (англ. Kirk).


Трек Angst

Название Angst переводится с немецкого языка как «страх, беспокойство, тоска, депрессия». Тем не менее текст трека звучит на английском языке.

Вот полный текст трека. Он же — целый семпл. «Also the pastor said: "Stop, preacher! The boy's trying to tell you something!" I-I said: "I can't understand it!" He said: "I'll interpret it!" He said: "That boy is telling you he was born blind... But when you prayed that prayer, in-the-name-of-Jesus, the lights came on for the first time in twelve years, and now that blind boy can see." / "I didn't know this! And the next night, you couldn't get near that stadium. I never saw such a crowd in my life - twenty-thousand people outside that couldn't get in - the government sent over workers - I could tell 'em because I saw the guns - that were in their - in in their - in in their coat pockets - I could see the bulging. And-and-and God even saved them and delivered them and set them free. This-is-what-America-needs! This is what Africa needs! This is what India needs! This - We are needed in the troubled spots in the world! We don't need more government intervention - we need a Holy Ghost Revival to let the world know that Jesus Christ is the same yesterday, today, and forever! It will bring life to a nation! I believe we're living in the hour when whole nations are going to come to Jesus Christ. Can you shout 'Amen' - I believe this with all of my heart! Hallelujah!" / "Now before I pray the prayer of praise, here's my twenty-four hour power phone number. Whenever you need help, dial this number for prayer. 214 area, 894-6141. Bring a friend and share a miracle. Get your letter in the mail, don't forget to enclose your generous offering of support, also your extra five dollars for tape number five forty-seven."»

Голос на этом семпле принадлежит теле-проповеднику Farrell Griswold. Отмечу, что его же голос присутствует не только в этом треке Front 242, но и в других. В каких именно, Вы сможете узнать в следующей статье. Следуя порядку установим личность этого человека. Изучив несколько ресурсов, допускаю, что это — Ferrell Eugene Griswold — «...верный служитель Слова, и пастор небольшой церкви в Бирмингеме, штат Алабама, в течение тридцати двух лет; он покинул этот мир в присутствии Того, Кому он верой и правдой служили, 13 февраля 1982 года...» [3]

Также я нашел источники, которые приписывают авторство семпла еще одному теле-проповеднику - Jerry Falwell.

В то же время издается компиляция под названием BackCatalogue. Это избранный музыкальный материал за первые пять лет музыкальной карьеры Front 242.

BackCatalogue (1987)

01. U Men (lp mix)
02. Geography II
03. Kampfbereit
04. Operating Tracks
05. Geography I
06. Take One
07. Controversy Between
08. Sample D
09. Nomenklatura I
10. Nomenklatura II
11. Lovely Day
12. Special Forces
13. Commando Remix
14. No Shuffle (single mix)
15. Don't Crash
16. Funkahdafi
17. Take One (live Chicago)

На первом изображении представлено оформление издания альбома 1987 года. Ниже — оформление переиздания альбома BackCatalogue 1981—1985 (в составе The Catalogue) 1992 года .

BackCatalogue 1981—1985 (1992)

01. U-Men
02. Geography II
03. Kampfbereit
04. Operating Tracks
05. Geography I
06. Take One
07. Controversy Between
08. Sample D.
09. S.FR Nomenklatura I
10. S.FR Nomenklatura II
11. Lovely Day
12. Special Forces
13. Commando Remix
14. No Shuffle
15. Don't Crash
16. Funkahdafi
17. Take One (Live)
18. U-Men (Live)

Треки 1—5 — с альбома Geography. Треки 6—8 — с EP Endless Riddance. Треки 9—12 — с альбома No Comment. Треки 13—16 — с EP Politics of Pressure. Треки 17—18 — с бонусного диска Live in Chicago (limited 7"). Трек 18 присутствует только на переиздании BackCatalogue (в составе The Catalogue) 1992 года. Этот ремастеринг был издан на Epic и на RRE. Примечательно, что каталожный номер издания RRE уже не содержит MK ... CD, а — RRE 4 CD.

В 1992 году лейбл Epic переиздал альбом Official Version 1986—1987 в составе сборника The Catalogue. Версия—ремастеринг содержала помимо оригинального треклиста дополнительные материалы.

Official Version 1986—1987 (1992)

01. W.Y.H.I.W.Y.G.
02. Rerun Time
03. Television Station
04. Agressiva Due
05. Masterhit (Part I & II)
06. Slaughter
07. Quite Unusual
08. Red Team
09. Angst
10. Quite Unusual (Alternate Version)
11. Agressiva
12. Masterblaster
13. Hypnomix

Треки 10—11 — с сингла Interception. Треки 12—13 — с сингла Masterhit. Этот ремастеринг был издан на Epic и на RRE. Примечательно, что каталожный номер издания RRE уже не содержит MK ... CD, а — RRE 5 CD.

Источники:

[1] wikipedia.org
[2] gfs.ru
[3] bereantapeministry.com
[4] dhennin.com
[5] blogspot.com

От автора

Если Вы обнаружили в статье неточности и ошибки, а также если Вы обладаете более глубокими знаниями и фактами по данному вопросу, прошу поделиться информацией без промедления! Пишите мне на адрес info[at]front242.ru Спасибо!

Также отмечу, что я принял решение не размещать на сайте форму обратной связи — форму для комментариев, так как не вижу в ней смысла. Те читатели, которым есть что высказать по данному вопросу, всегда могут мне написать на электронную почту и я готов опубликовать переписку, если в ней действительно будет поднята интересная тема. Также готов организовать рассылку уведомлений о новых статьях по электронной почте.