Автор интернет—проекта:
Денис С. Указание автора и url ресурса при перепечатке обязательно.
Front 242: Daniel Bressanutti (Daniel B.), Patrick Codenys, Jean-Luc De Meyer, Richard Jonckheere (Richard JK, Richard 23), Tim Kroker
Как уже было упомянуто в статье, посвященной первому альбому группы, эпоха 70-80-х годов была богата на политические и экономические события в Европе. Но именно в это время (1979—1985 гг) наступает обострение в отношениях между двумя сверхдержавами — СССР и США. Европа и Ближний Восток становятся последним полем боя в геополитической, экономической и идеологической конфронтации сверхдержав в их "Холодной войне". Гонка вооружений в попытках передела мира со времен окончания Второй Мировой войны к этому времени достигла накала. Ввод в суверенный Афганистан советских войск в 1979 году, инцидент со сбитым советскими ПВО южнокорейским гражданским самолетом, размещение ракет США в Европе в 1983 году и прочее — это были только некоторые особо острые моменты моменты. "Подлил масла в огонь" Ю.В. Андропов, заявив, что СССР разместит оперативно-тактические ракеты-носители ядерного оружия на территории ГДР и ЧССР и выдвинет советские атомные подводные лодки ближе к побережью США. [2]
Начиная с 1985 года с приходом в СССР к власти М.С. Горбачева постепенно начался период оттепели в отношениях между СССР и США. Мир (в частности и Европа) начинает преображаться, но это уже тема для другой статьи.
Как это обычно бывает в мировой истории любые яркие и значимые потрясения вызывают не только общественный резонанс, но и развитие научно технической мысли. Совершенствовалось не только оружие, но и политические технологии. Телевидение и радио, как сейчас мы называем — медиапространство, того времени было насыщено новостными передачами и политическими программами пропагандистского содержания. Тогда и было принято решение использовать семплы из этих передач и фильмов. Скажу больше, эта практика прочно закрепилась в творчестве Front 242.
Совершенствовались также и навыки работы участников Front 242 с новыми синтезаторами, многодорожечным звукозаписывающим оборудованием, а также подход к содержанию текстов песен и музыкальному строю треков. Музыка и тексты песен Front 242 того времени получили явный военно—политический оттенок. Простые, легкие мелодии первого альбома уступили место жестким рубящим закольцованным ритмам, гимнам и маршам. Если посмотреть фото участников группы того времени, то это ощущение усиливается — все они одеты в защитную амуницию, но не военной структуры... а спортивной команды — это наплечники, бандажи, налокотники, наколенники, защитные бейсбольные фартуки, шлемы с опущенными забралами и даже очки и каски сварщиков с забралами с черными стеклами. Это не случайно. Вся эта спортивная атрибутика выглядит на них как зеркальное отражение солдат, бойцов на поле боя. Но выглядит более, скажем современным языком, политкорректно.
Фото Luc Van Praet. Фото сессии No Comment.
Фото Ph. Cornet, E. Sterpin. 1984 год.
На некоторых выступлениях участники группы одеты как коммандос — в армейских ботинках ("берцах"), в черных штанах, черных куртках и черных очках. Особенно ярко, как и положено, себя ведут на сцене Ричард и Жан—Люк. Иногда они толкают или пихают друг друга, чтобы никто их них не расслаблялся, видимо прокладывая параллель с мировым сообществом, показывая что мир не стоит на месте, наступает время глобальных перемен. Они оба находятся постоянно в движении, ни секунды покоя! Оба выглядят, как сержанты, подгоняющие молодых бойцов.
Позволю себе некоторое наблюдение. У Жана—Люка низкий голос, он словно ледокол прокладывает свой путь через песенный строй, оставляя след с черной ледяной водой. А Ричард — это как раз атомный реактор этого ледокола.
Еще молодой, но уже самостоятельный музыкальный проект Front 242 выходит на музыкальный рынок Соединенных Штатов Америки и впервые знакомится с маркетингом. В этом решительном шаге им помогает чикагский лейбл Wax Trax!, основанный Jim Nash и Dannie Flesher. [2]
Фото Brian Shanley. Промо—сессия No Comment. Чикаго, 1984—1985 гг.
Фото Brian Shanley. Промо—сессия No Comment. Чикаго, 1984—1985 гг.
Автор видео не установлен. Кадр из видео к сессии No Comment. Это видео не было издано. В буклете к CD—версии альбома No Comment присутствует это фото, но там оно напечатано с эффектом сепия. Подписано SPECIAL FORCES.
Автор фото не установлен. В буклете к CD—версии альбома No Comment присутствует это фото, но там оно напечатано с эффектом сепия. Подписано COMMANDO MIX.
В сентябре—октябре 1984 года группа выступает с концертами по городам США, включая, Чикаго, Миннеаполис и Нью-Йорк, также в качестве поддержки Ministry на восточном побережье, включая Бостон, Лонг Айленд, Нью-Йорк, Провиденс (РА) и Филадельфию. Было снято 45-минутное видео этого тура с Ministry для продажи в Европе. В США Ричард принимал участие в записи нового материала с Ministry в студии Boston Syncrosound Studio. Результатом стал (помимо отличных отношений с Al Jourgensen) успешный релиз Ministry "The Nature Of Love" [3]
Автор фото не установлен. ФРГ. Западный Берлин. 1985 год.
Автор фото не установлен. США. Нью—Йорк. Ритц. 1984 год.
В ноябре—декабре 1984 года Front 242 выступают на сценах Германии, Голландии, Франции и Бельгии. Участники группы разработали новые и более зрелищные шоу. Также в это время группа все чаще стала находиться в студии для записи нового материала. [3]
Фото Philippe Carly. 31.05.84. May Folllies. Lier, Belgium.
Фото Philippe Carly. 31.05.84. May Folllies. Lier, Belgium.
В 1984 году группа Front 242 издала свой второй студийный альбом — No Comment. Альбом был издан в Бельгии на лейблах Another Side, Mask / RRE (Red Rhino Europe). Лейбл Another Side издал две версии этого альбома. Another Side / SIDE 8419 — первое издание, 2 диска, ограниченное издание. Another Side / SIDE 8420 — второе издание, 1 диск. В настоящее время лейбл Another Side не функционирует. Он был основан в 1984 году как суб-лейбл Les Disques du Crepuscule в сотрудничестве с дистрибьютором Himalaya. [1]
Вообще, запись больше похожа не на неполный альбом, а на EP — extended play. Я нашел источник, в котором указывается, что оригинальный релиз Another Side / SIDE 8419 есть не что иное, как двойной макси—сингл.
В США этот альбом вышел в мае 1985 года на лейбле Wax Trax! [3] Первые копии этого американского издания содержали в качестве бонуса еще один диск — Live In Chicago.
No Comment (1984)
01. Commando Mix
02. Deceit (Behind your face)
03. Lovely Day
04. No Shuffle
05. Special Forces
06. S. FR. Nomenklatura (Parts I & II)
Оформление конверта европейских изданий.
No Comment (1984)
01. Commando Mix
02. Deceit (Behind your face)
03. Lovely Day
04. No Shuffle
05. Special Forces
06. S. FR. Nomenklatura (Parts I & II)
Оформление конверта американского издания и некоторых европейских изданий.
Live In Chicago (1984)
01. Take One (live)
02. U-Men (live)
Выходные данные этого издания:
"Take One" recorded live at Medusa's, Chicago (U.S.A.) on 28 Sep 1984.
"U-Men" recorded live at Danceteria, New York (U.S.A.) on 12 Oct 1984.
В буклете к альбому было написано "Electronic Body Music Composed And Produced On Eight Tracks By Front 242". Это было первым упоминанием Electronic Body Music (EBM). После этого EBM, как стиль, или точнее, как образ мышления, как суть единения тела и музыки прочно закрепился за Front 242.
Полное название Special Forces Nomenclatura (Номенклатура Специальных Сил (или Спецназа)). Семпл "Юрий Владимирович Андропов" звучит как "Умер Владимирович Андропов". Ю.В. Андропов — советский государственный и политический деятель, 3-й Генеральный секретарь ЦК КПСС (1982—1984), 8-й Председатель Президиума Верховного Совета СССР (1983—1984), 4-й Председатель КГБ СССР (1967—1982). Действительно, Ю.В. Андропов умер 9 февраля 1984 года. На смену ему пришел Черненко Константин Устинович. Константин Устинович Черненко — 4-й Генеральный секретарь ЦК КПСС с 13 февраля 1984, 9-й Председатель Президиума Верховного Совета СССР. [2] В треке присутствует и семпл "Черненко". Он не долго был у власти, умер 10 марта 1985. И вот еще один интересный семпл — "Эстафета"! Если вдуматься, то действительно — один деятель политической номенклатуры принимает эстафету у другого. Но, если прислушаться, то можно предположить, что звучит не "Эстафета", а "Эссовета!". Видимо, это нарезка (выделено) с фразы "...Председатель Президиума Верховного Совета СССР ". Учитывая, что телевидение в СССР принадлежало государству, то на нем было много политических и пропагандистских передач, в том числе и сюжеты с разного рода съездов, пленумов, сессий. Оттуда и были взяты семплы для этого трека.
Трек Special Forces
В этом треке использованы семпл "He joined the Special Forces" из фильма Френсиса Форда Копполы Apocalypse Now ("Апокалипсис наших дней"). Это фильм о личной трагедии военного в военном конфликте во Вьетнаме с 1955 по 1975 годы.
Трек Commando Mix
В этом треке также использованы семплы из фильма Френсиса Форда Копполы Apocalypse Now ("Апокалипсис наших дней"). "Big Duke Six, roger Dub 1-3 standby." "Blow 'em into the Stone Age son." "Arc 1-2, Dub 1-3, roger they need some napalm down there in the tree line. Can you guys put it down in there?" "Right..." "She's moving behind you, check it out!" (только на концертной версии)
Трек Funkahdafi
С этим треком существует некоторая интересная, допускаю, что умышленно созданная, интрига. Отмечу, что сама песня построена на игре слов и звуков. Даже в названии присутствует игра — то ли Fun Kahdafi, то ли Funk Kahdafi. Слово фанк — жаргонное, оно означает "танцевать так, чтобы очень сильно взмокнуть". [2]
Вот официальный текст этой песни. "We who are oppressed love those / who fight against oppression / And the oppressors / Brothers and sisters, it is with great honor and privilege / That I present to you / The leader of the El Fatah revolution / From Libya, our brother Muhammar El Kahdafi".
На самом деле, это запись сделана 24 февраля 1985 года в Чикаго на конвенции "Saviours Day", голос принадлежит Louis Farrakhan (лидер Nation Of Islam leader с 1977 года и по текущее время). Louis Farrakhan представлял Muammar al-Gaddafi (Algathafi), находящегося на видео—конференции посредством спутниковой связи.
Тут у меня вызвала вопрос фраза "...The leader of the El Fatah revolution / From Libya, our brother Muhammar El Kahdafi". В другом источнике было указано, что Louis Farrakhan в тот день произнес не так, как указано в тексте песни, а "...The leader of the Intifada revolution / From Libya, our brother Muammar al-Gaddafi".
Разберемся. Существует три мнения насчет первой фразы. Но, как выяснится ниже, первые два варианта отпадают.
El Fatah, видимо, это — ФАТХ.
"Движение за национальное освобождение Палестины" (Harakat al-Tahrir al-Watani al-Filastini), более известная как ФАТХ — палестинская военизированная организация и одна из основных политических партий Палестинской автономии. До 1988 года (в котором она провозгласила отказ от террористических атак на мирных граждан) признавалась террористической организацией в Израиле и США. ФАТХ (FaTaH) является перевёрнутой, то есть прочитанной от конца к началу, аббревиатурой названия организации. Прямой акроним с огласовками — "HaTaF" — на арабском означает "смерть", в то время как обратный — "победу" или "завоевание" [2]
Intifada. Интифада.
Интифада (от араб. — избавление) — народное восстание. В настоящее время под словом "интифада" чаще всего понимается вооружённая борьба палестинских арабов против израильской оккупации. Интифада явилась одним из наиболее существенных аспектов палестино-израильского конфликта в период со второй половины 1980-х до настоящего времени. Первая палестинская интифада началась в 1987 году. Первую интифаду иногда также называют "войной камней", поскольку палестинцы в основном использовали против израильтян камни и самодельное вооружение. [2]
Конечно, имеется в виду Al—Fateh "Революция аль—Фатех" — Военный переворот (Революция) 1 сентября 1969 года в Ливии под руководством Муаммара Каддафи.
Касательно правильного написания имени ливийского лидера. Правильно пишется так:Весной-летом 1985 года издается два сингла Front 242. Это No Shuffle и Politics Of Pressure. Politics Of Pressure правильнее назвать EP, за его цельность и полноту. Также отмечу, что этот EP, как его отмечают некоторые источники — "баснословный", был записан с использованием 24-дорожечного оборудования. В это время группа много гастролирует, в том числе выступая на крупных европейских музыкальных фестивалях. Благодаря мощным шоу группа запоминается в истории европейской музыки как группа с яркими, эмоциональными шоу и сильной энергетической отдачей ее участников.
No Shuffle (1985)
01. No Shuffle
02. Body to Body
Another Side / SIDE 8504
Politics Of Pressure (1985)
01. Commando (remix)
02. No Shuffle (single mix)
03. Don't Crash
04. Funkhadafi
Ввиду того, что этот релиз мне особо нравится по многим причинам, укажу данные по некоторым первым изданиям этого релиза в Бельгии и США.
Another Side / SIDE 8502 (1985) — первое издание, без трека No Shuffle
Another Side / SIDE 8505 (1985) — второе издание
Wax Trax! / WAX 014 (1985) — издание без трека No Shuffle
Wax Trax! / WAXCD 014 (1985)
Mask / RRE / MK 4 (1985) — третье издание
Mask / RRE / MK 4-CD (1985)
В видеоклипе на эту песню используются кадры из замечательного фильма Das Boot, снятого в 1981 году Вольфгангом Петерсеном. Это фильм о немецкой подводной лодке U-96 и ее последнем походе. Скажу больше, это скорее фильм не о Второй Мировой войне как таковой, но о личном мужестве команды молодых немецких подводников. Я смотрел версию 1985 года, длительностью 280 минут. Собственно, если проанализировать текст этой песни, то складывается впечатление, что и сама песня каким-либо образом связана с сюжетом этого фильма. В фильме присутствует эпизод, в котором по сюжету после неудачной попытки прорыва через Гибралтар, после авиаобстрела, у лодки после погружения отказывают горизонтальные рули и насосы и лодка на глубине 280 метров ложится на грунт. Глубиномер зашкаливает, открываются многочисленные течи, кислорода остается на несколько часов. [2] Склонен считать, что как раз об этом ярком и сильном эпизоде и поется в песне Don't Crash, хотя в видеоклипе присутствует нарезка не только с этого эпизода.
Забегая вперед, скажу, что этот фильм (в частности, вышеописанный эпизод) дал несколько семплов для одной, в будущем ставшей хитом, песни Front 242. Об этом в следующих статьях.На выходных данных указано, что трек Don't Crash написан D. Bressanutti и V. Steele (Valerie Jane Steele). Помимо прочего указано — "Recorded in Egypt". Разве такие случайности бывают? Front 242 не дают покоя арабо—израильские отношения на Ближнем Востоке! Для справки, горячими темами в том регионе были — "Возвращение Египта в арабский мир" и "Египетско—израильские отношения".
Касательно советской тематики в оформлениях музыкальных релизов того периода сделаю некоторое отступление. Изображая советского солдата времен Второй Мировой войны с оружием, возможно, участники группы давали тонкий намек на позицию СССР в противостоянии США в их гонке вооружений. Возможно участники группы хотели указать на военное присутствие войск СССР в Афганистане, или на сложные отношения СССР и Палестины. Но выглядит все это очень аккуратно и политкорректно. Изображен же именно Солдат—Освободитель! Смею предположить, что тут идет тонкая линия, от СССР, как страны—освободительницы, солдатам которой кидали цветы к ногам, до СССР образца начала 80-х годов, как военной, коммунистической угрозы остальному миру. Написание названий треков, напечатаное на обратной стороне конверта Politics Of Pressure стилизовано под русское. Это еще одно косвенное упоминание русского, а точнее советского присутствия в общей тематике песен и музыки на этих изданиях. И уж совсем ярким знаком выглядит фирменная заставка Мосфильма — величественный монумент "Рабочий и Колхозница" на фоне московского Кремля, напечатанная в буклете альбома No Comment (и не только, но об этом позже).
В любом случае, это издание выглядит внутренне и внешне как информационное сообщение из эпицентра боевых действий! Посудите сами, музыка и тексты песен представляют собой гимны и маршевые ритмы! В оформлении буклетов и конвертов использованы цвета, имеющие больше отношение к вооруженным силам или военным (военизированным?) структурам. Это песочные цвета (намек на пески Аравийского полуострова) и "защитные" зеленые цвета (намек на джунгли Вьетнама или западную часть СССР и Восточную Европу?).
В настоящее время в вещательной сетке европейского канала Euronews присутствует рубрика No comment. Как следует из названия, без комментариев, в ней показывают несколько видеороликов с новостями с актуальными событиями с указанием даты и места в мире — так сказать, освещение собятия только глазами видеооператора. Это часто бывают так называемые "hot news" — репортажи с мест военных действий, бедствий, катастроф и пр. Эта рубрика, на мой взгляд, очень хорошо комментирует ту идею, которую воплотила группа Front 242 еще в 80-х годах.
Следуя некоторому порядку, хочу упомянуть в рамках данной статьи переиздание—ремастеринг No Comment 1984—1985 1992 года.
No Comment 1984—1985 (1992)
01. Commando Mix
02. Deceit
03. Lovely Day
04. No Shuffle
05. Special Forces
06. S. Fr Nomenklatura I
07. S. Fr Nomenklatura II
08. Body To Body
09. See The Future (Live)
10. In November (Live)
11. Special Forces Demo
Помимо основного материала, это издание включает и бонус—треки с 8 по 11. Треки 9 и 10 ранее были изданы на релизе Live In Ghent от Mask Music (MASK 104). Этот виниловый диск, часть программы Mask Promotion, раздавался 10 мая 1982 года в качестве бесплатного подарка посетителям фестиваля Vooruit in Gent, Бельгия. Этот ремастеринг был издан на Epic и на RRE. Примечательно, что каталожный номер издания RRE — MK 2 CD.
Источники:
[1] Discogs.com
[2] Wikipedia.org
[3] Пресс—релизы Wax Trax!
От автора
Если Вы обнаружили в статье неточности и ошибки, а также если Вы обладаете более глубокими знаниями и фактами по данному вопросу, прошу поделиться информацией без промедления! Спасибо!