Автор интернет—проекта:
Денис С. Указание автора и url ресурса при перепечатке обязательно.
Front 242: Daniel Bressanutti (Daniel B.), Patrick Codenys, Jean-Luc De Meyer, Richard Jonckheere (Richard JK, Richard 23), Tim Kroker
После почти 10 лет (с момента образования группы) на периферии электронной музыки, Front 242 — любители семплов из Бельгии, со своим новым музыкальным материалом попали в мейнстрим. Во многом так случилось благодаря контракту с североамериканским мейджор-лейблом Epic. Напомню, что ранее партнером в Северной Америке был независимый лейбл Wax Trax! Records из Чикаго.
В конце 80-х, начале 90-х после ошеломляющего успеха Depeche Mode (вспомним "101"), в пригородах и небольших городах Соединенных Штатов стали появляться так называемые "новые романтики", вдохновленные электронной музыкой из Европы. Это были потенциальные поклонники Front 242, потому как Front 242 являлась самой что ни на есть электронной группой из самого центра Европы, и имевшей, скажем так, некое европейское музыкальное наследие. Daniel Bressanutti отмечал, что "...Front 242 в своем творчестве опирается на Вагнера, Шостаковича, итальянских футуристов, Луиджи Руссоло, графизм (на самом деле, такого слова нет с современном словаре английского языка, но тем не менее оно имеет значение "экспрессия посредством материальных символов"), а также многие европейские художественные течения и веяния. Раньше это был конструктивизм, который влиял на нас в большей степени, но теперь это не так заметно...".
Что послужило причиной заключения контракта с мейджор-лейблом? Наложило ли данное обстоятельство какие-либо ограничения на творчество Front 242? Принесло ли сотрудничество с мейджор-лейблом более ощутимый по сравнению с прошлыми партнерами коммерческий и творческий успех? Ответы на эти и другие вопросы попробуем найти в данной статье.
К началу 90-х годов, в определенном смысле, благодаря коммерческому успеху последнего на тот период студийного альбома Front By Front, в распоряжении участников группы появилось более совершенное звукозаписывающее оборудование. Появились возможности, недоступные прежде в силу ограниченных финансовых, и как следствие — технических возможностей, воплощения и реализации старых (но не устаревших) творческих идей. Открывались широкие перспективы для усовершенствования подачи творческого материала, что называется "вживую" (live). Появилась возможность выбирать для проведения концертов более крупные и вместительные площадки, а также вкладывать больше средств в сценические постановки.
Если раньше участники группы не отрицали коммерческую основу Front 242, то теперь они открыто об этом заявляли. Кончилось время художников ради художников? Пришло время создания и продажи продукта, коммерческого продукта? Что же получается, Front 242 стали вторыми Depeche Mode? Конечно нет! В данном случае коммерческий успех и деньги являлись не целью, а средством достижения цели. Целью же было привлечение большего количества человек для ознакомления с творчеством Front 242.
Как же такая позиция группы увязывалась с сотрудничеством с Epic? Определенно были сложности восприятия, но участники группы плотно работали с сотрудниками Epic. Одним из условий договора было то, что Front 242 жестко оставляет за собой все права на творческую составляющую коммерческого продукта. Это означало, что Front 242 оставляет за собой разработку всей концепции музыкальной продукции и всего, что было связано с творчеством, а Epic занимается коммерческой составляющей, а именно дистрибуцией (что было плохо развито у предыдущего издающего лейбла Wax Trax!, о чем в одном интервью указал Daniel Bressanutti).
В Epic проводились встречи, на которых Front 242 представляли свое видение отношений с лейблом. Они объясняли, что Front 242 — это суть есть стратегия, как некая абстрактная формула, которую Front 242 применяет к музыке, графике и изображению. И конечно, Front 242 не является второй Depeche Mode, как, возможно, думали некоторые сотрудники Epic!
Так сложилось, что Front 242 с самого начала своего существования самим приходилось контролировать все процессы связанные с созданием и публикацией музыкального материала, включая всю пост-продукцию, включая сценографию. В Бельгии в то время никто не проявлял интерес к группе, не было никаких менеджеров и продюсеров. Участники пришли к выводу, что им придется сами все делать и контролировать каждый аспект творческого процесса, чтобы получать результат, отвечающий их требованиям. Как следствие, вся продукция сопровождалась информацией "Realization—concept by Front 242" или "Audio—visual concept by Front 242".
Front 242 считала себя мультимедийной группой, поскольку активно использовала семплы из кинофильмов и телепередач, графические образы и компьютерную графику, но они были одной из тех немногих музыкальных групп, у которых было на тот момент очень мало своих видео-клипов. Daniel Bressanutti прокомментировал это так: "Мы не используем телевидение и видео, поскольку не нашли достаточно удобного и подходящего нам способа использования этих ресурсов для своего продвижения. Все изменится, потому как у нас теперь есть люди с нашего мейджор-лейбла. Мы не собираемся сами этим заниматься, поскольку это жесткая среда, где людей просто используют вместо того, чтобы с ними работать."
Оставаясь в своем творчестве верными принципам, участники группы в новом музыкальном материале не вкладывали в тексты песен никаких сообщений, посланий или заявлений для своих слушателей. Front 242 брали конкретные, интересующие их, пробы в виде семплов из окружающего мира: из телевидения и радио, из кинофильмов и просто с улицы. Далее работали с ними, как журналисты. Обрабатывали и размещали их вместе, вплетая в музыкальную композицию. Front 242 действовали как зеркало, отражая и освещая интересующие их события, которые происходили вокруг. Тут, в большей степени, были важны эмоции, которые вызывали у слушателей эти музыкальные произведения, их интерпретация и реакция на них.
Ранние работы группы сводились на 4-х или 8-ми дорожках. Это вносило ощутимые ограничения в реализации некоторых музыкальных решений. Но в то же время, благодаря именно этому чисто техническому ограничению, группа смогла выжать из аппаратуры максимум возможностей.Теперь 48 дорожек для записи не были диковиной. В эти времена — времена больших возможностей, труднее всего было найти именно идеи для реализации.
Но коллектив все еще приводили в творческое возбуждение все те же обыденные и, казалось бы, повседневные вещи вокруг нас, происходящие в мире. Конечно, деньги играли не последнюю роль, но дух группы был сохранен и все, что было интересно музыкантам, будь то музыка, журналистика или искусство — все еще вызывало неподдельный интерес для изучения.
Участники группы признавались, что они были готовы покорять новые творческие высоты благодаря именно электронному фундаменту своей музыки в отличие от рок-музыки с "живыми" инструментами. Front 242 в принципе противопоставляют себя рок-музыке, заявляя о ненависти к многочисленному персоналу, помощниках, хореографах и визажистам, которые фактически контролируют каждый шаг рок-музыканта. Front 242 отмечали, что рок-музыка медленно развивается и ограничена сама по себе, в силу ограниченного набора и звучания инструментов рок-группы, чего не скажешь об электронной музыке, развитие которой идет в шаг с развитием технологий, а электронные музыкальные инструменты позволяют создавать новые звуки.
Электронная музыка и рок-музыка
Patrick Codenys: "...Электронная музыка предоставляет большие возможности для творческой реализации. А рок-музыка и популярная музыка все же отстают. Несмотря на это электронные машины сами по себе тоже ограничены в силу того, что зависят от программного обеспечения, но в то же время именно программное обеспечение и дает тот простор для творчества и дарит ощущение безграничных возможностей..."
Daniel Bressanutti: "...Для раскрытия творческого потенциала при работе с электроникой важно изучить ее и научиться правильно управлять ей. Многие люди даже не знают, на что способны их машины и насколько они гибки. Front 242 при работе с новым оборудованием всегда ищет его изъяны, недостатки, выявляет недоработки, открывает скрытые недокументированные возможности, которые потом активно использует в своем творческом процессе..."
В то же время Front 242 придерживается несколько отстраненной от электроники и автоматики позиции, объясняя это тем, что "...человек не должен быть зависим от технологии — она должна быть всего лишь инструментом...". Этот момент наглядно демонстрирует композиция "Punish Your Machine".
Технологии
Композиция "Punish Your Machine" хорошо отразили активный подход Front 242 к технологиям.
Daniel Bressanutti прокомментировал это следующим образом: "Эта песня в основном говорит о том, что нельзя быть рабом технологии, например CD-плеера. Необходимо доминировать над технологией и не зависеть от нее, потому что только вы можете сделать гораздо больше с плеером, чем он с вами. Это не только нажатие клавиш "Stop" или "Play". Если бы люди перестали поклоняться технологиям и начинали учиться контролировать их то лучше бы поняли суть творчества самой группы. Front 242 доминируют над технологиями. Мы не боимся их. Мы можем иметь дело со всем, с чем сталкиваемся, и технология не определяет ничего из того, что мы делаем. Мы можем вложить в музыку любые эмоции или чувства, потому что мы полностью контролирует эту технологию..."
Patrick Codenys: "...Для нас машины представляют собой лишь инструмент. Я ненавижу людей, которые зависят от своих машин. Они глупые люди. Теперь мы все привыкли к использованию телефонов, но это тоже машина. То же самое и с компьютерами. Вы не должны бояться их! Кроме того, "Punish Your Machine" имеет и другое значение. Это настоящая терапия. Она дана людям для борьбы с их страхом перед машиной. Люди нажимают на кнопку и спрашивают: "Что же мне делать?" Это же просто чертовы машины! Вы не должны бояться их! Отмечу, Front 242 на является техно-ориентированной группой только из-за того, что использует электронные машины. Электронные машины просто помогает нам делать музыку. Вот и все!"
Музыкальная общественность той эпохи в силу модных тенденций считала электронную музыку в принципе бесчеловечной и грубой. Журналисты и просто слушатели указывали на то, что Front 242 будучи чисто электронной группой, агрессивно относилась к технологиям, в том числе и к электронным. Суть же скрывалась в том, что чем больше окружающие называли музыку Front 242 бесчеловечной, роботизированной и холодной, тем дальше они уходили от истины. В действительности музыка Front 242 была упакована эмоциями, но это были не любовь, печаль, страсти или желания. Это были гнев, агрессия и страх, не в виде нравоучительных песен или стихов, а в виде семплов, вокала и музыкального ряда. Достаточно было слушать и тогда у человека возникало свое понимание, можно сказать, свой угол видения истины, свои положительные или отрицательные эмоции, что давало неоднозначную трактовку творчества группы, что и было одной из целей творчества Front 242.
Звучание нового материала оказалось совсем иным по сравнению с предыдущей студийной работой. И это понятно, ведь это была новая эра. Это было началом нового десятилетия. Тем более участники группы в своем творчестве уже не хотели опускать планку и, что хуже, становиться пародией на самих себя. Они много и долго размышляли о новом звучании и поэтому решили потратить на запись альбома на 3 месяца больше.
Такая позиция была аргументирована следующим мнением коллектива: "...Необходимо критически относиться к своему творчеству и нельзя создавать музыку, ради того, чтобы понравиться публике, иначе группа просто потеряет свою аутентичность...Никогда не угадаешь с результатом, и всегда есть определенный риск. Нельзя ориентироваться на доверие слушателя и пытаться угадать или оправдать его ожидания. Мы движемся вперед медленно, никогда не останавливаемся. Это прекрасно. И если наступит день, когда мы сделаем шаг назад, то мы прекратим свое творчество..."
Новый музыкальный материал группы был в большей чем обычно степени ориентирован на музыкальные клубы, дискотеки и танцполы. На конверте альбома напротив каждого трека стояло значение bpm, в качестве информации для dj для сведения музыкальных композиций.
В 1990 году (стараниями маркетологов Epic) было издано несколько вариантов сингла "Tragedy >For You<". Это был чисто коммерческий продукт.
Tragedy >For You< 7" (1990)
01. Tragedy >For You<
02. Tragedy >For You< (Punish Your Machine Mix (Short Version))
Tragedy >For You< 12" (1990)
01. T.>F.Y.< Tragedy >For You<
02. T.>F.Y.< Punish Your Machine Mix (Long Version)
03. T.>F.Y.< Slo-Mo
Tragedy >For You< Two (1990)
01. T.>F.Y.< Neurodancer
02. T.>F.Y.< Instrumental
03. Trigger 3
Tragedy >For You< EP (1990)
01. T.>F.Y.< 12" Vox
02. T.>F.Y.< 7" Vox
03. T.>F.Y.< Punish Your Machine Mix 12"
04. T.>F.Y.< Punish Your Machine Mix 7"
05. T.>F.Y.< Slo-Mo Mix
06. T.>F.Y.< Instrumental
07. T.>F.Y.< Neurodancer
Издание для США.
В 1991 году был издан альбом "Tyranny >For You<".
Tyranny >For You< (1991)
01. Sacrifice
02. Rhythm Of Time
03. Moldavia
04. Trigger 2 (Anatomy Of A Shot)
05. Gripped By Fear
06. Tragedy >For You<
07. The Untold
08. Neurobashing
09. Leitmotiv 136
10. Soul Manager
Скрытые треки:
10. — Hard Rock
10. — Trigger 1
Альбом "Tyranny >For You<" ("Тирания >для тебя<") явился финальной точкой отражения. Было использовано много прежних не использовавшихся ранее технических и творческих наработок. Страсть и романтика остались в прошлом. Мир менялся, менялись и интересы людей. Они все больше стали уделять внимание внутренним проблемам, что послужило остановкой внешнего развития. Люди стали больше думать о насущных проблемах, например, об утилизации отходов, экологии, религии и пр.
Названия "Tyranny >For You<" и "Tragedy >For You<" — оба не являются какими-то в полной мере негативными, потому как люди сами наделяет властью других людей, чтобы те управляли их жизнями. А власть как правило не может удовлетворить интересы абсолютно всех, поэтому для какой-то части общества они и являются тиранами. И суть в том, что всех устраивает такое положение вещей, потому как так устроен мир.
The Untold
В этой композиции использованы звуки злобного дроида ED—209 из культового фантастического кинофильма 1987 года "Робот—полицейский" ("RoboCop") режиссера Пола Верховена (Paul Verhoeven).
The Untold и T.>F.Y.< Punish Your Machine Mix (Long Version)
Американская кинематографическая драма 1986 года "На берегу реки" ("River's Edge") режиссера Тима Хантера (Tim Hunter) явилась источником семплов аж для двух композиций. В "The Untold" звучит семпл "You don't believe me?". В "Tyranny >For You< Punish Your Machine Mix (Long Version)" использованы два семпла, "...No, you eat me! No, you eat me! Yeah!..." и "...and I feel so fucking alive...".
Tragedy >For You<
Музыкальный канал MTV подарил этой композиции не совсем обычный семпл — шумный звуковой эффект, который можно было услышать в начале промо музыкальных клипов.
В оформлении альбома, синглов и промо были использованы образы олимпийского пловца (на фото Patrick Codenys). Фото были сделаны под водой и прошли обработку на компьютере для того, чтобы сюжет был несколько завуалирован. Тем самым указывалось направление на внутренние, "скрытые под водой" проблемы человечества.
В том же году был выпущен еще один сингл — "Rhythm Of Time". Впервые Front 242 стали вовлекать в творческий процесс для записи миксов сторонние группы и сторонних исполнителей, например The Orb.
Rhythm Of Time 7" (1991)
01. Rhythm Of Time (7)
02. Rhythm Of Time (Messengers From Neptune)
Rhythm Of Time 12" (1991)
01. Rhythm Of Time (12)
02. Rhythm Of Time (Anti-G Mix)
03. Rhythm Of Time (Victor The Cleaner)
Также в 1991 году вышел EP "Mixed By Fear" по мотивам композиции "Gripped By Fear". Он представляет собой практически нон-стоп мелодию, состоящую из нескольких композиций. Отмечу, это одно из заслуживающих особого внимания изданий группы, только по той причине, что аналогов такого формата больше не было.
Это приятная по ощущениям музыка, она хорошо дополняет сам альбом! Музыкальные композиции можно охарактеризовать как "саундтрек для танцпола". Данное издание является в некоторой степени экспериментальным, как и большая часть творчества группы. Целью эксперимента было создание определенного графического, если угодно, символьного ряда в воображении слушателя. Простого погружения в ритм теперь было не достаточно. Некоторые композиции записаны в ритме 85 BPM и 30 BPM. Продюсером двух треков на этом EP был Rico Conning.
Mixed By Fear EP (1991)
01. Gripped By Fear
02. DSMO1
03. DSMO2
04. DSMO3
05. DSMO4
06. Gripped By Fear Bunker Mix # 01
07. Mixed By Fear
08. Gripped By Fear Club Mix # 02
DSM — dance soundtrack music.
После выхода альбома, группа отправилась в крупнейшее за свою историю совмещенное турне по Европе и Северной Америке "Tyranny >For You< Tour". Первая часть европейского тура началась 13 марта 1991 года в Утрехте /Utrecht/ (Нидерланды) и окончилась в 31 марта в Лондоне (Объединенное Королевство). Далее последовала первая часть турне по Северной Америке. Она началась 9 апреля в Монреале (Канада) и закончилась 12 мая в Нью-Йорке (США). Затем продолжилось европейское турне с 13 мая в Бордо (Франция) и закончилось 3 июля в Утиеле /Utiel/ (Испания). И наконец финальная часть тура по Северной Америке началась 4 сентября в Филадельфии (США) и закончилась 6 октября 1991 года в Сиэттле (США). Это было выдающееся турне, которое намного увеличило ряды поклонников творчества группы.
Судить о качестве выступлений Front 242 во время этого тура можно по официальному бутлегу "Live Target", изданному в 1992 году итальянским лейблом Guzzi. Что такое официальный бутлег? Поясню. На самом деле "Live Target" - это компиляция композиций, в основной своей массе записанных с пульта во время выступления группы в турне "Tyranny >For You< Tour" и частично, возможно, — "Front By Front Tour". За исключением некоторых, места записи остальных треков неизвестны, но это издание единственное в своем роде содержит некоторые редкие "живые" записи того времени. Этот издание было по своей сути бутлегом, но Front 242 (из-за высокого качества материала) решили оставить часть партии для реализации через официальный фан-клуб “Transmission 242”. Всего было издано 5 000 копий, обладателем одной из которых я являюсь.
Live Target (1992)
01. Rhythm Of Time
02. Soul Manager
03. Don't Crash
04. Im Rhythmus Bleiben
05. DSM 123 & Moldavia
06. No Shuffle
07. Gripped By Fear
08. Never Stop
09. Headhunter
10. Tragedy For You
11. Welcome To Paradise
12. Punish Your Machine
13. Intro + Circling Overland
Источники:
— wikipedia.org
— discogs.com
— dhennin.com