Записи

Geography. География.

Статья обновлена 12-04-2011

Front 242 — Geography

Фото: Alfa-Matrix label group

После изучения множества источников с информацией об истории Front 242, в частности о ранних годах, я пришел к выводу, что невозможно начать писать статью о группе без краткой истории электронной музыки и политических и экономических веяниях в мире и в Европе в частности. Безусловно, образование группы и ее собственное звучание состоит как минимум из двух частей — количественной и качественной — технической компоненты и творческой.

Первыми электронными музыкальными инструментами были теллармониум и терменвокс, изобретенные в начале 20-го века. Одной из непосредственных предшественниц, точнее — суб-направлением, электронной музыки была конкретная музыка — авангардное течение, в основе которого лежала не мелодия, а природные шумы и звуки, записанные заранее, и подвергнутые обработке — аналоги семплов, записанных с помощью микрофона. Начало же непосредственно электронной музыке как самостоятельному направлению было положено на рубеже 1960-1970-х годов стараниями нескольких исполнителей, в том числе Клауса Шульце, Tangerine Dream, Kraftwerk. Throbbing Gristle использовали шумы и семплы, как электронные составляющие в своих песнях. Это была первая индастриал-группа. [1]

Основная идея экспериментальной электронной музыки заключалась в использовании электроники как нового выразительного средства, способного вызывать в воображении сюрреалистические образы. К началу 1980-х годов установилось несколько ключевых направлений в развитии электронной музыки. Одним из направлений была «песенная» форма электронной музыки, отличающаяся чётким, механистичным танцевальным ритмом, демонстративной искусственностью звука и минимализмом структурой композиции. Тексты песен часто имели социально-футурологическую и научно-фантастическую направленность. Пионеры данного стиля — группа Kraftwerk. [1]

И так исторически сложилось, что начало 80-х годов было временем расцвета "доступной для малых масс" электронной музыки и проявляемого к ней интереса. Это было время выхода на рынок музыкального оборудования сравнительно дешевых и доступных музыкальных электронных синтезаторов. Стоит отметить, что к электронной музыке, к как таковой, отношение музыкальной тусовки и критиков все еще было неоднозначным — электронную музыку в чистом виде называли "экспериментальным безумием и провалом". Тем не менее это было время перемен.

Конец 70-х, начало 80-х годов было эпохой политических и экономических кризисов и потрясений в Европе. События того времени давали хорошую почву для воплощения замысла и идей в разного рода областях искусства и, в том числе, для музыкального творчества. "Восточная Европа на пути к разрушению тоталитаризма", "Политическая борьба в Италии", "Великобритания в «десятилетие Тэтчер»", "ФРГ накануне объединения Германии", "Испания после Франко", "Кризис коммунистического режима в Польше" — вот только некоторые темы. Но так случилось, что Front 242 в своем развитии пошли по уникальному пути — для начала требовалось "оседлать" электронный звук, понять его суть, чтобы научиться управлять им! И уже во вторую очередь рассматривались тексты песен, как источники своего политического и не только мнения.

Тогда же, в Бельгии, в Ааршоте (Аарсхот, нидерл. Aarschot), образовался дуэт Daniel Bressanutti (рус. Даниэль Брессанутти) и Dirk Bergen (рус. Дирк Берген). Несколько позже Daniel Bressanutti сократил свое имя до Daniel B. Эксперименты в области графики и музыки — вот, что объединяло этих людей. Даниэль подрабатывал в музыкальном магазине и был знаком с новинками электронного музыкального оборудования того времени. Поиски нового звука, своего собственного звучания, если угодно, поиски самих себя, самовыражение, как творческих персоналий, путешествие по миру искусства, география событий и решений, определение в пространстве (звучания) — все эти определения сублимировались в одно единственное — география, и дали имя первому альбому Front 242Geography. Но рассмотрим все в хронологическом порядке.

Их первой совместной творческой работой стал сингл Principles / Body To Body. Он был издан в октябре 1981 года на лейбле New Dance. На выходных данных винилового диска значилось: "PROTHESE SYNTH, GUITAR DIRK SYNTH BRUNO PERCUSSION". Prothese — это один из творческих псевдонимов Daniel Bressanutti (им он подписывает некоторые свои работы, также это название его сайд—проекта). В записи сингла использовалась электрогитара. Некоторые источники утверждают, что в группе в качестве перкуссиониста был некий Geoff Bellingham [2].

Principles / Body To Body (1981)

Front 242 — Principles / Body To Body

01. Principles
02. Body To Body

В 1982 (в феврале) году состав группы пополнился еще двумя участниками. Это были Patrick Codenys (Патрик Коденис (Кодени)) и Jean—Luc De Meyer (Жан—Люк Де Меер). До того момента новые участники были членами другого коллектива — Underviewer. Жан—Люк Де Меер стал автором большинства текстов и ведущим вокалистом. Отмечу одну персону, принимавшую участие в становлении Front 242 того времени — Valerie Jane Steele. Она принимала участие в записи ранних текстов песен. С появлением Патрика Кодениса образовалось музыкальное творческое ядро Front 242. Одним из основополагающих принципов в группе стал отказ от использования заводских установок и звуковых банков в синтезаторах. Создание своих оригинальных звуков и эксперименты со звуковой волной стали неотъемлемой частью творческого процесса.

Вот интересный исторический факт! До своего известного сейчас названия новоиспеченный колликтив назывался Massif Central [2] (название плато на юге Франции). Было много споров о названии группы, которые породили несколько мифов. Вот некоторые из них. Название "Front 242" появилось благодаря резолюции номер 242, регламентирующей политические отношения между Израилем и Палестиной. Также существует мнение, что это был  именно номер законодательного акта, регламентирующего образование нового государства Израиль. Или вот, — "242" — это было название определенного типа двигателя в автомобилях Fiat и т.д. Однако, по словам Даниэля, первой частью названия группы было выбрано слово "Front", как отражение политической ориентации группы. Будучи транс—европейским, этот термин понимался на нескольких языках. Вторая часть, состоящая из цифр "242", была выбрана просто как красивое и удобное сочетание (тут стоит вспомнить некоторую мистическую привязанность Даниэля и Ричарда к цифрам в частности).

В рамках этой статьи скажу пару слов о совместных музыкальных проектах двух участников Front 242 — Daniel Bressanutti и Patrick Codenys. Смею предположить, что эти проекты имеют успех не только у поклонников творчества Front 242, но и у поклонников европейской электронной музыки вообще. Возможно это связано с тем, что Даниэль и Патрик понимают друг друга лучше, чем другие участники, так как оба — в прошлом студенты-дизайнеры [2]. Им свойственно конструктивное, творческое мышление. Их общие музыкальные эксперименты некоторым образом перенесли звук за рамки только проекта Front 242 на новый уровень. Самыми яркими, на мой взгляд, можно назвать Male or Female (в сотрудничестве с Elko Blijweert и Amy Chandler), Speed Tribe и ранний (ныне редкий) Art & Strategy. Именно в этих проектах, на мой взгляд, присутствует наиболее яркая реализация идей Front 242 о глубоком синтезе музыки (звука) и видео-графического ряда.

В апреле 1982 года на лейбле New Dance издается второй сингл U—Men / Ethics.

U—Men / Ethics (1982)

Front 242 — U—Men / Ethics Front 242 — U—Men / Ethics

01. U—Men
02. Ethics

И вот издается дебютный альбом группы — Geography. Издающий лейбл — Himalaya. Из разных источников это также лейблы Mask, New Dance и позже — Wax Trax! В аннотации к альбому указано — "Recorded on 4 and 8 tracks". Запись альбома осуществлена на 4-х и 8-ми дорожках. Это обстоятельство играет большую роль. В связи с техническим ограничением звукозаписывающего оборудования того времени — с одной стороны, сравнительно небольшим музыкальным опытом участников группы — с другой стороны и общими тенденциями развития электронной музыки того времени — с третьей стороны, звук получался несколько минималистичным. Но творческое видение участников группы, желание заявить о себе и вдохновение сделали и те немногие звуки не лишенными живого дыхания. Притягательные закольцованные математические электронные петли в сочетании с интересными мотивами и не сложными текстами были очень оригинальны.

Творческие поиски, попытки "обуздать" электронную музыку, поняв и изучив жизнь электронного звука, научиться управлять им, привнося порядок и организацию в ритм — вот основные задачи, которые себе ставили участники Front 242.

Казалось, первые результаты были достигнуты — электронная музыка переставала быть "сухой и бездушной", она начала обретать популярность и своих постоянных поклонников. Стоит отметить обилие инструментальных треков на альбоме. Несмотря на приятные мотивы, некоторые мелодии достаточно жестки и прямолинейны — это обстоятельство дает слушателю возможность понять и ощутить весь напор и желание группы исследовать мир и строить новое!

При записи материала широко используется семплирование. Даниэль в одном интервью Melody Maker сказал: "На континенте так много телевизионных каналов, так что это очень легко — заполучить интересные семплы!" Даниэль часто носил с собой портативный кассетный магнитофон и при любом удобном случае использовал его для записи понравившихся звуков. Со временем, полные кассеты образцов попадали в руки Патрика и Жан—Люка и они добавляли электронные звуки. Конечный результат представлял из себя либо голый бит, либо это были песни в сочетании с абразивным, быстрым ритмом, а в случае с вокалом Де Меера или Ричарда — это были выкрики над звуковым штурмом. В разное время звук можно было описать как "холод", "звук роботов", ну или просто "безликий звук". Их песни были не так дружелюбны к слуху почитателей их творчества. Жан—Люк Де Меер в одном интервью Melody Maker заявил: "...Это потому, что наши песни не имеет вступления, паузы в середине и хорового пения. Но это не значит, что они не имеют структуры."[2]

Geography (1982)

Front 242 — Geography Front 242 — Geography

01. Operating Tracks
02. With Your Cries
03. Art & Strategy
04. Geography II
05. U-Men
06. Dialogues
07. Least Inkling
08. GVDT
09. Geography I
10. Black White Blue
11. Kinetics
12. Kampfbereit

Первая обложка — это первое издание, 1 000 копий. Вторая — это последующие издания.

Трек Operating Tracks

Использован семпл из фильма Джорджа Лукаса "THX 1138", снятого в 1971 году.
"We have to go back! This is your last chance." "1138 retract. [шум BING]. 1138 retract, someone's touching TTL integrated logic module. Switching to manual." "Would you like a salt epidermal?" "1138 What's wrong?" "1138 You're getting Talbot contact" "We're tracked at 2.20, Vector oh seven niner, but we're making contact at point 0 0 3" "Now don't tow the line here, this is critical" "OK you can start your descent, thats it, slow down just a little bit, you're overriding point seven" "OK, hold it 1138"

Трек GVDT

GVDT — это инициалы, Guido Van Den Troost — это первый радио-диджей, выпускавший в эфир композиции Front 242. На этом треке также присутствует семпл "What's wrong?" из фильма Джорджа Лукаса "THX 1138"

В 1983 (в феврале) к группе присоединился Richard Jonckheere (рус. Ричард Джонкхир (Йонкир)) (Tranik Ind.) — вокалист и барабанщик на электронных барабанах — заводила, этакий маленький реактор. Позже, по подобию Daniel B, он также сократил свое имя до Richard 23. В то же время группу покинул Дирк Берген, но не насовсем. Он остался сотрудничать с Даниэлем в области графики и визуализации как параллелльного направления деятельности группы, однако из других источников известно, что он остался заниматься менеджментом и управлением группы.

В то же время учреждается организация "Repulsion", которая занимается промоушеном бельгийских музыкантов в коллективов. Также создается собственный звукозаписывающий лейбл Mask (Mask Music). Одними из первых изданных групп на этом лейбле были Zwischenfall, Parade Ground [!].

В том же году (из одного источника — в сентябре 1983 года) издается EP (extended play) Endless Riddance, включающий в себя три новых трека. Этот EP был издан на лейблах Mask, Himalaya, и позже (из одного источника — в феврале 1984 года) на Wax Trax!

На мой взгляд, треки с EP Endless Riddance (в некотором переводе — "Бесконечная дорога" [!]) — это невошедшие в первый альбом материалы, а может быть — это скрытый финал альбома! То есть, как бы черта, вот, мол география настолько широка и обширна, что все что о ней можно сказать — это постоянное удивление новому, неизведанное и бесконечное!

С другой стороны, проанализировав более глубоко название EP Endless Riddance, я получил очень интересный результат. Слово "riddance" переводится как "уборка, очистка" (в первом значении), "избавление, устранение (удаление, уничтожение)" (во втором значении). Синоним (Внимание!) — "deliverance, rescue (спасать)". Таким образом, Endless Riddance можно перевести и как "Бесконечное уничтожение" и как "Бесконечное спасение".

Endless Riddance (1983)

Front 242 — Endless Riddance Front 242 — Endless Riddance Front 242 — Endless Riddance

01. Take One
02. Controversy Between
03. Sample D

Первая обложка — это издание limited edition, 1 000 копий. Вторая и третья — это последующие издания и переиздания на LP и CD. Дизайн третьей обложки принадлежит одному из основателей лейбла Wax Trax! Jim Nash и Brian Shanley.

На лейбле New Dance издается EP Two In One, включающий в себя два первых сингла группы. Это своеобразное переиздание.

Two In One (1983)

Front 242 — Two In One Front 242 — Two In One

01. U-Men
02. Ethics
03. Principles
04. Body To Body

Первая обложка — это издание limited edition. Вторая обложка — это последующие издания и переиздания на LP и CD.

Сложно однозначно сказать, почему было такое множество вариантов изданий. Но, можно сделать несколько предположений: во—первых, группа в то время только образовалась, поэтому не было определенного, конкретного мнения насчет однозначности оформления альбомов, возможно это был собственный поиск группы, так сказать, определение самих себя; во—вторых, это, возможно, был  маркетинговый ход, нацеленный на привлечение покупателей их музыкальной экспериментальной продукции.

Обязательно стоит отметить и некоторые последующие переиздания, точнее — ремастеринг, альбома Geography.

Это издание альбома (в составе так называемого The Catalogue, включавшего помимо Geography, также No Comment, Backcatalogue, Official Version и Front by Front) в 1992 года мейджор-лейблом Epic Records и издание альбома в 2004 году на независимом лейбле Alfa-Matrix, вышедшее в двух вариантах — обычном и limited edition. Тем более, что именно эти издания все еще представляется возможным найти в музыкальных магазинах в продаже (за исключением, пожалуй, limited edition издания Geography 2004 года), ну, или на барахолках.

Geography 1981—1983 (1992)

Front 242 — Geography

01. Operating Tracks
02. With Your Cries
03. Art & Strategy
04. Geography II
05. U-Men
06. Dialogues
07. Least Inkling
08. GVDT
09. Geography I
10. Black White Blue
11. Kinetics
12. Kampfbereit
13. Ethics
14. Principles
15. Body To Body

Как видно, это издание, помимо основного материала, включает и бонус. Это композиции с синглов Principles / Body To Body и U-Men / Ethics. Первая иллюстрация — это оформление альбома, изданного Epic. Вторая иллюстрация — это оформление альбома, изданного на RRE. Примечательно, что каталожный номер издания RRE — MK 1 CD.

Geography (2004)

Front 242 — Geography

01. Operating Tracks
02. With Your Cries
03. Art & Strategy
04. Geography II
05. U-Men
06. Dialogues
07. Least Inkling
08. GVDT
09. Geography I
10. Black White Blue
11. Kinetics
12. Kampfbereit
13. He runs too fast for us

Диск содержит скрытые треки: Ethics, Principles, Body To Body. Также на диске присутствует не издававшаяся ранее композиция He runs too fast for us.

Geography (2004) limited edition

Front 242 — Geography

CD1

01. Operating Tracks
02. With Your Cries
03. Art & Strategy
04. Geography II
05. U-Men
06. Dialogues
07. Least Inkling
08. GVDT
09. Geography I
10. Black White Blue
11. Kinetics
12. Kampfbereit
13. He runs too fast for us

Диск содержит скрытые треки: Ethics, Principles, Body To Body. Также на диске присутствует не издававшаяся ранее композиция He runs too fast for us.

Участники Front 242 решили полностью перекомпилировать материалы для альбома Geography, используя оригинальные пленки и современные технологии, сохраняя дух оригинальных версий.

CD2

01. Couteau (Prothese)
02. Conditionnel Humain (Prothese)
03. Chanson (Prothese)
04. Syncussion (Underviewer)
05. Mood (Underviewer)
06. Principle (2trax)
07. Body to Body (2trax)
08. Labo (Underviewer)
09. I Remember (Underviewer)
10. Trouble (Underviewer)
11. U-Men (instrumental)
12. Kampfbereit (instrumental)
13. In November
14. Controversy Between (aerial version)
15. Sample D. (aerial version)
16. Take One (re-built)
17. See The Future
18. Take One (live VPRO)
19. Kampfbereit (live VPRO)

Этот диск содержит ранее не издававшиеся треки, демо, пробы, версии.

Источники:

[1] — Wikipedia.org
[2] — Answers.com
[3] — Discogs.com
[4] — Front242.com

От автора

Если Вы обнаружили в статье неточности и ошибки, а также если Вы обладаете более глубокими знаниями и фактами по данному вопросу, прошу поделиться информацией без промедления! Спасибо!